Економіка
Риск национальной катастрофы: АМКУ оштрафовал «Днепразот» на 80 млн. грн.

Риск национальной катастрофы: АМКУ оштрафовал «Днепразот» на 80 млн. грн.

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) завершил рассмотрение дела, начатого в 2018 году по факту остановки предприятием «Днепразот» производства и продажи жидкого хлора. За злоупотребление монопольным положением АМКУ оштрафовал завод более чем на 80 млн. грн.

Об этом сообщает пресс-служба АМКУ.

Комитет установил, что на протяжении 2017-2019 годов «Днепразот» было единственным предприятием, которое производило жидкий хлор в Украине с долями 99%, 78% и 68% соответственно. При этом импортеры на момент остановки производства хлора (до июня 2018 года) занимали лишь 1% рынка, а потенциальный конкурент общества – ООО «Карпатнефтехим», производивший газообразный хлор, использовал его исключительно для производства винилхлорида.

С 18 июня по 19 июля 2018 года «Днепразот» полностью прекратил производство жидкого хлора и до его восстановления осуществил разовые отгрузки товара. При этом предприятие не сообщило водоканалам ориентировочную дату возобновления производства, оставив их в ситуации неопределенности.

Поскольку максимальные запасы жидкого хлора у водоканалов не могли превышать объемов 15-30% суточной потребности, некоторые из них оказались в кризисной ситуации, поскольку имели ограниченные остатки хлора.

Во время периода простоя «Днепразот» проводились совещания, заседания с участием представителей правительства, во время которых отдельные водоканалы предупреждали об угрозе прекращения обеззараживания питьевой воды. Ситуация усугублялась тем, что остановка производства хлора произошла в пик спроса – летом. Технологический процесс очистки питьевой воды непрерывный, поэтому задержка с поставкой реагента могла обернуться эпидемиологической катастрофой национального масштаба.

Водоканалы не имели альтернативных источников приобретения товара, поскольку:

  • не могли быстро изменить поставщика жидкого хлора,
  • импортеры не поставляли на внутренний рынок жидкий хлор в необходимых объемах,
  • на коммерческие предложения водоканалов иностранным производителям жидкого хлора из Румынии, Польши, Чехии и Словакии, откликнулись лишь несколько компаний, предложивших отгрузить хлор в собственную тару и при самовывозе. Однако украинское законодательство запрещает потребителям жидкого хлора иметь собственную тару и использовать ее в качестве возвратной.

Основной причиной остановки производства жидкого хлора на «Днепразот» отмечали значительный рост цены на природный газ и отсутствие оборотных средств.

В то же время, по результатам рассмотрения дела Комитетом не были выявлены существенные изменения в средневзвешенных ценах приобретения предприятием природного газа.

Кроме того, установили, что на момент остановки производства жидкого хлора предприятие имело в наличии оборотные и кредитные средства для текущих расчетов с контрагентами и ведения хозяйственной деятельности.

Оказалось, что до І квартала 2018 года для производства жидкого хлора завод использовал жидкий технический аммиак и газообразный диоксид углерода, купленные у «Укрнафта». Оно же, в свою очередь, для производства указанных соединений использовало газ собственной добычи, который стоил значительно дешевле, чем у других поставщиков «Днепразот» (от 89 до 368%).

Соответственно, аммиак, производимый «Укрнафтой» на арендованных мощностях «Днепразота» с использованием более дешевого природного газа, позволял производить жидкий хлор из более дешевого сырья и преференции.

Аммиак, производенный «Укрнафтой», «Днепразот» использовал для производства азотных удобрений. Это давало возможность заводу конкурировать по цене на рынке азотных минеральных удобрений.

 

Но в начале 2018 года правоотношения «Днепразот» и «Укрнафты» прекратились. Одним из мотивов остановки производства жидкого хлора АМКУ видит возможные намерения «Днепразот» восстановить правоотношения с «Укрнафта».

Другим мотивом, по мнению АМКУ, может быть намерение «Днепразот» повысить цены на жидкий хлор. Ведь через 9 дней после остановки производства хлора «Днепразот» действительно обратился в Комитет с заявлением о предоставлении выводов по поводу квалификации его действий, связанных с возможностью повышения предприятием цены на жидкий хлор. При этом в июле 2018 года цена на товар, реализовавшийся в цистернах, увеличилась на 277%, а на реализовавшийся в баллонах - на 133%.

Сейчас вопрос установления «Днепразот» цен реализации жидкого хлора в 2017 - 2019 годах исследуется Комитетом в рамках другого дела о нарушениях.

 

Учитывая приведенные факты, по результатам рассмотрения дела АМКУ признал, что:

  • «Днепразот» в 2017, 2018, 2019 годах занимал монопольное (доминирующее) положение на рынке первичной реализации хлора жидкого в Украине;
  • остановка предприятием производства жидкого хлора с 18 июня по 19 июля 2018 года и прекращение его реализации с 1 по 19 июля 2018 года признано злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке первичной реализации жидкого хлора.

За указанное нарушение АМКУ оштрафовал «Днепразот» на 80,111 млн. грн.

Во избежание такой ситуации в будущем в 2018 году ряд водоканалов начал работать над вопросом перехода на использование другого реагента.
Жидкий хлор – реагент, который используется для обеззараживания питьевой воды и очистки сточных вод в Украине. Одна из основных групп потребителей жидкого хлора - предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалы), которые обеспечивают централизованным водоснабжением и водоотводом предприятия, учреждения, организации и населения.
Применение конкретного реагента предусматривается на этапе проектирования сетей и сооружений водоснабжения и водоотвода. Замена реагента требует изменения проектного решения, является длительной (от 6 месяцев до 5 лет), а стоимость строительных работ может составлять от 7 млн. грн. до 40 млн. долларов.

 

Читайте также: В Запорожье заговорили о повышении стоимости проезда;

Нацбанк Украины оштрафовал 45 финкомпаний за отказ предоставить документы о структуре их собственности;

«Новая почта» сообщила об изменениях в тарифах;

В Днепре столкнулись «ГАЗ» и «Джили»: есть пострадавший.

2021-12-30 15:27:00
true
Відео Дня







Архів Новин